Сергей Францен: «Танцы – бесконечный процесс!»

16.02.2009 [ Артем Артемов ]
Сергей Францен: «Танцы – бесконечный процесс!»

Председатель совета Харьковского городского центра бального спортивного танца «Спутник», судья международной категории Сергей Францен рассказал о зарождении харьковских традиций бального спортивного танца и об интересных особенностях этого вида спорта и искусства.

 

Сергей Александрович, вы стояли у истоков харьковского бального спортивного танца или начало было положено еще до вас?

Нет, у истоков не стоял. Скажу так: заниматься начал с 16-ти лет, танцевал 2 года, потом служба в армии, так что заниматься на серьезном уровне я начал в 24 года. Вот тогда-то я и приехал в Харьков к очень известному тренеру, который как раз и стоял у истоков – Алексею Викторовичу Литвинову, руководителю танцевального клуба «Горизонт». Вот с тех пор и занимаюсь танцами…

Большая ли разница между танцами и манерой танцевать, скажем, лет 25–20 назад и сегодняшним временем?

Колоссальная разница. Географическая и политическая, прежде всего. Тогда был Советский Союз и выехать за рубеж было почти невозможно, а зачинателем современных танцев как спорта была Англия, потом это движение пришло в Европу. Мы же смотрели эти танцы даже не как видео, а видеохронику или фото.
 

Касательно танцев скажу, что любое направление эволюционно, а для эволюции нужно время. Бальные танцы как вид спорта сформировались в 40-х годах. Это были простые конкурсы, где судили три человека и пар было 5–6 всего. Потом все это развилось, и где-то за 40 лет уровень западных танцевальных пар вырос невероятно. Проводились конкурсы, семинары, которые помогали танцорам. В СССР этих навыков и такой культуры не было. Мы только повторяли, имитировали, а информации о том, как танцевать и что, и почему просто не было. Когда открылся занавес, люди стали ездить за рубеж, приглашать специалистов, и я должен сказать, что сейчас танцы в России и Украине на невероятно высоком уровне.

Если говорить об уровне наших танцевальных пар, то харьковчане занимают очень сильные позиции в Украине, СНГ и даже Европе. Есть пара Игорь Волков и Элла Иванова, в прошлом мои ученики, которые являются финалистами Чемпионата Европы среди профессионалов. Сейчас они имеют свой клуб, занимаются любимым делом. В детских категориях на чемпионатах Европы и даже мира по 3-4 харьковских пары. У молодежи и взрослых тоже стали появляться призеры открытых европейских первенств, так что уровень нашей харьковской школы очень хорош.

Есть так называемые «профессионалы» и «любители» бального спортивного танца. В чем разница между ними?

Если откровенно, то разница в уровне танца не очень большая, но в остальном огромная. Любительские пары – это довольные близкие к профессиональному уровню танцоры, которые не получают гонорары за свои выступления. Почти всегда получают Кубки, грамоты, даже иногда призовой фонд, но они не выдвигают условия. Хорошо, если пара имеет изначально обеспеченных родителей, которые могут позволить себе вывезти детей и тренера на соревнования в другие страны…
 

Если любительская пара выходит в профессиональное движение, она официально об этом заявляет, выступает в Профи-лиге и получает, начиная с четвертьфиналов, гонорар за каждый тур.

Есть ли на территории СНГ профессиональная лига?


Да, конечно. В России и Украине есть такие лиги, но из-за того, что турниров в наших странах проводится мало, то и пар не так много, да и выступать они стараются за рубежом.

Почему танцуют латиноамериканскую программу и европейскую, но в европейской нет танцев русских, польских, то есть существуют только определенные национальные виды?


В бытность Советского Союза практиковались три программы: латиноамериканская, европейская и «советская» – полька, русский лирический танец, сударушка и другие… Но произошла селекция, естественный отбор и выжили сильнейшие и популярнейшие: самба, румба, ча-ча-ча, пасодобль, джайв. Просто так сложилось исторически – мода диктовала свои условия, и остались лучшие из танцев, которые признает весь мир. Но нельзя говорить о том, что венский вальс – это зарубежная музыка. Это танец-космополит, культурное наследие всего человечества, как музыка Моцарта…

Насколько популярны спортивные бальные танцы в мире?


Тут две стороны медали – кто занимается танцами, то есть популярность среди танцевальной братии, и насколько бальные танца интересны публике непосвященной.
Например, футбол играют многие, смотрят еще больше: он охватывает весь мир, но, несмотря на наличие множества лиг и профессиональных и любительских, замечу, что бальные танцы по массовости охватывают больше людей, нежели футбол…

Вы уверены?

Я не знаю статистику, но думаю, что так… Скажу только, что танцевальная культура получила невероятное распространение, особенно после телевизионных проектов «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Это очень хороший отдых, переключение от рутины в мир музыки и ритма, общение… Многие пары образуют семьи… и где-то 20-30 процентов выходят на профессиональный уровень. Но как зрелище бальные танцы у нас в стране не очень популярны, хотя как шоу – это просто невероятно красиво…

Тут я согласен с вами. Красиво – не то слово!

…Объяснение простое – 10 танцев, музыка звучит почти всегда одна и та же, в течение целого дня, а то и трех… пары все те же, так что многим такое неинтересно… Мы пытаемся на турнирах делать гала-концерт, какое-то отдельное шоу, приглашаем симфонический оркестр… Но надеюсь, что все еще впереди.

А что нужно для популяризации танцев?

Тут не все просто. Если говорить о певцах и группах, то их саундтреки крутят по всем радиоканалам, телевидению, на дисках продают. По восприятию такие вещи гораздо легче танцев. Танцы не поставишь в такси, поезде, в телефон… они достаточно камерный вариант развлечения… В футболе вовлечены колоссальные массы, поэтому там реклама во всех СМИ. На стадионе можно прийти с пивом, семечками, чипсами и получать удовольствие. На танцах же должна быть очень высокой не только танцевальная культура людей, но и общая образованность и вежливость, и аккуратность. За рубежом делают часто так: приглашают 24 пары, три тура. Прошел четвертьфинал, люди сели за свои столики, перекусили за красивой сервировкой, свечами, тихой музыкой, прошел тур, перерыв – зрители вышли и сами танцуют. Потом присели, опять смотрят, потом сами танцуют, беседуют – своего рода светский раут… то есть своего рода бал, а не концерт.

Сколько лет потребуется обычному человеку, чтобы стать очень хорошим танцором?

Это бесконечный процесс! Тут есть старт, но нет финиша. Но научиться классно танцевать можно за 4 года. Причем ходят на танцы люди разных возрастов – от 20 до 40 лет. А есть еще секция «Супербабушка», в которой занимаются люди – женщины, в основном, – около 60 лет. Они настолько великолепно двигаются для своего возраста, что порой трудно сдержать восхищение…
 

bigmir)net TOP 100