Free Land Ultras: «На матчах с Динамо и Днепром файеры будут всегда»

15.04.2009 [ Михаил Самохин, Дмитрий Неймырок ]
Free Land Ultras: «На матчах с Динамо и Днепром файеры будут всегда»
Free Land Ultras

Максим «Ковбой» – лидер группировки Free Land Ultras – одной из харьковских ультрас-группировок. В фанатском движении уже больше восьми лет, помимо этого – еще и споукмен на фанатской трибуне, т.е. человек, который «заряжает», пытается завести фанатские сектора, поддерживающие «Металлист».

 

В совместном интервью корреспондентам ИА «МОСТ-Харьков» и «Спортивного Дозора»  Максим рассказал о фанатском движении Харькова и Украины.

Максим, когда ультрас-движение появилось в Украине и в Харькове в частности?

Смотря что называть ультрас-движением… первые группировки, которые ездили на гостевые игры своей команды, были еще в Советском Союзе в конце 80-х годов. Позже такие группировки появлялись и в Украине. Кстати, одна из первых появилась в Харькове – это была Армия Первой Столицы (в районе 1995-1996 года), а вообще фанатскому движению в Харькове около 25 лет. Также был Dark Blue Devils в Одессе. На тот момент это были самые мощные группировки в Украине. Где-то в то же время начали появляться группировки в Киеве, немного позже – в Днепре.

Сколько человек в Free Land Ultras?

У нас в бригаде 20 человек и еще 10 человек – окружение, которые не в бригаде, но нам во всем помогают.

Все группировки так немногочисленны?

По большому счету, да. У нас, в принципе, не так много фанатских группировок в Харькове… это Kharkov City Patriots (там около 50 человек), плюс обновленная Армия Первой Столицы (около 20-30 человек). Есть еще NSF, FGB, MGC, IPUG.

В харьковском фан-движении есть люди зрелого возраста?

Ну, есть и под сорок лет. Лидер организации United Kharkov – Дима – ему уже за сорок.

В каком году образовалась ваша группировка?

На игре с запорожским «Металлургом» (в следующее воскресенье) нам будет 2 года. Мы, в общем, были первой в Харькове ультрас-группировкой, то есть ориентированной на поддержку команды на стадионе: красочные акции, баннеры и так далее.

То есть KCP появились позже?

Нет, KCP уже больше десяти лет. Просто когда они организовывались, не было еще такого понятия, как ультрас-группировка в Украине. Именно ультрас-бригады начали появляться в Украине 3-4 года назад, не позже.

На что делаете упор при поддержке команды? Визуальные акции?

В общем, да. Помимо этого я еще и споукмен на фанатской трибуне, у нас есть барабанщик. Что еще можно сказать?... Это большие баннеры, растяги, модульные шоу (на Еврокубке мы выкладывали «МХ» из плашек). На игре с «Днепром», если помните, был наш баннер «Вместе к победе».

К слову, сколько стоит баннер? Например, «Вместе к победе»…

Около 800 гривен. У нас есть свои художники, есть свои источники, где мы достаем ткань подешевле. Но все делается за свои деньги: у нас есть такое понятие, как «общак», который пополняем каждый месяц… Собственно, это и есть деньги, за счет которых финансируется деятельность фан-бригад.

Какие у вас отношения с администрацией клуба?

Лично я не сотрудничаю никак.

А контакты есть?

Контакт, конечно, есть. Я знаю и Волика (Сергей Волик, генеральный директор ФК «Металлист»), и он меня знает, знаю Ярославского, и он знает меня в лицо. Но говорить о каком-то сотрудничестве не приходится. По крайней мере, к моей бригаде это не имеет отношения. Хотя мы и часть United Kharkov…

United Kharkov – это объединение всех ультрас-группировок Харькова?

Да, но не только ультрас-группировок. На фанатском секторе собирается до 5 тысяч человек – из них явно не все имеют отношение к ультрас-движению.

Я вспоминаю, как было 5-6 лет назад – сейчас стало очень модно быть ультрас, прийти на трибуну, покричать. Но здесь есть свои перегибы. Это, конечно, очень хорошо, когда 5 тысяч человек красочно поддерживают команду, но когда ты выходишь после матча, видишь, как малолетки пытаются громить метро – я этого вообще не воспринимаю. Эти люди не имеют никакого отношения ни к футболу, ни к фанатскому движению.

Что касается заявлений клуба по поводу поддержки – я не считаю, что ультрас и клуб должны сотрудничать. То есть мы должны развиваться параллельно, гордиться друг другом, но не соприкасаться.

То, что на «Карпатах» не было файеров, можно считать реакцией на просьбу клуба?

Нет, нет. Мы не ставим перед собой цели жечь файеры каждую игру, чтобы клуб штрафовали и тому подобное. У нас есть принципиальные соперники и независимо от того, запрещают нам или разрешают, на матчах с «Динамо» и «Днепром» файеры будут всегда. На «Днепре» достаточно неплохо пожгли… по количеству файеров это было одно из самых массовых шоу в Украине за всю историю. Ведь суть не в том, что мы пироманы и нам нравится огонь. Просто мы считаем, что это один из самых красочных способов поддержать команду.

И если вспомнить заявления Стороженко, который нам ставил в пример Европу … В Италии, Франции, Голландии и других европейских странах файера были, есть и будут всегда, несмотря на запреты УЕФА. Не жгут в Испании, не спорю, но там это не принято. В Англии, например, на стадионе даже стоять нельзя: если встанешь с места, сразу же подходят стюарды и просят сесть… Мы, конечно, такого пути не хотим, и вряд ли мы когда-то по нему пойдем.

Есть еще другой путь – как в России. Лет 10 назад за каждый файер на сектор врывался ОМОН. И тогда фаны начали давать такой отпор, что Федерации было проще легализировать пиротехнику.

Недавно читал на форуме динамовцев, что в начале сезона руководство попросило их не жечь файеры на еврокубковых матчах, мол, слишком большие штрафы, а вот будет «Черноморец», «Шахтер» – тогда жгите, никто вас трогать не будет. Получается, что можно разрешить пиротехнику локально, на отдельно взятом стадионе?

Значит, Суркис готов платить штрафы. Мы хотели бы, чтобы и наше руководство не только было готово платить штрафы, но и лоббировало бы интересы фанатов в этом вопросе. Но думаю, что до 2012 года этого не будет. И, опять же, наши «коллеги» из Киева, Днепропетровска своим поведением способствуют тому, чтобы пиротехника никогда не была легализована. Бросать файеры в обычных болельщиков, на поле… Зачем?! Бывает, конечно, что на сектор вламывается «Беркут» (славу богу, с финала Кубка этого нет уже), тогда в качестве протеста файеры летят на поле… было такое, я понимаю.

У нас с пиротехникой никогда эксцессов не было с тех пор, как за нее перестали сильно прессинговать: спокойно сожгли, собрали, ничего не горит.

Что общего у ультрас и футбольных хулиганов?

Для ультрас основные события происходят на стадионе, основная цель – поддержать команду. А для хулигана основные события происходят вне стадиона – им нужно доказать, что они физически сильнее хулиганов команды-противника. То есть если перед хулиганом стоит выбор: «вычислить» оппонента, но не пойти на футбол – он не пойдет.

На самом деле это чисто украинское деление, в мире такого нет. В Италии, например, ультрас – это люди, которые и поддерживают команду, и дерутся с противником. А в Англии, наоборот, больше хулиганского уклона. До сих пор, кстати, разделяют итальянский и английский стиль поддержки команды: итальянский – красочный стиль, все на розах, а английский – без роз, просто стоят, «вычисляют» оппонента.

Как строятся альянсы? Это зависит от взаимоотношения самих команд?

Нет. В 99% случаев команды здесь вообще ни при чем. Киевляне и днепряне изначально, еще в Советском Союзе, были против «москалей». Ну, и «Карпаты», само собой, тоже. Вполне логично, что против них выступает «Черноморец», где, по крайней мере, половина сектора русскоориентированная.

Откуда берется вражда между командами? Например, Харькова и Днепропетровска – из-за того, что днепряне сдали матч «Пахтакору»?

Нет, абсолютно не из-за этого. Война началась во времена становления «фанатизма» в Украине, когда еще отношения между болельщиками не были однозначными. Валентин Гомон (один из основателей харьковского фанатского движения) издавал первый в Харькове фанатский журнал «Фан-движ» и собирал краткую информацию обо всех фанатских группировках Украины. Был выезд в Днепропетровск, где днепряне вместо беседы Вала и его товарища неплохо так «отметелили». Вот после этого, собственно, и началась вражда. В принципе, войны между фанатскими движениями происходят из-за подобных случаев, а не из-за игр команд.

Есть гордость от причастия к такому резкому и успешному росту харьковского фан-движения?

Есть плюсы, есть минусы, но в целом приятно оттого, что мы развиваемся. Хотелось бы ускорить темп роста – собираемся заняться организацией всех людей, которые приходят на сектор. Объявление составов – отдельная приятная тема. Впервые называть фамилии игроков мы попробовали на выездном матче с «Кривбассом», потом на следующей «домашке». Стало получаться, попросили помочь диктора… А далее такое объявление составов распространилось почти по всей стране. И хоть это европейская «фишка», но в Украине мы были первыми.

Как вы собираетесь вводить в курс дела новых людей, которые приходят на сектор?

Один приятель подсчитал: сейчас на Южной трибуне один ультрас (то есть человек, который понимает, зачем сюда пришел и что ему нужно делать) на 70 человек. Получается, 69 человек либо знают только тексты зарядов (в лучшем случае), либо просто не хотят ничего делать. Поэтому нужно заниматься строгой организацией – раздавать объяснительные текстовки вместе с билетами, к примеру. Когда каждый человек на секторе будет понимать ответственность не только за себя, но и за всех, кто рядом, будет приходить за полчаса до начала матча и трезвым, будет поддерживать команду до конца – тогда будет результат.

Что изменилось с появлением Премьер-лиги?

Если рассматривать с фанатской точки зрения, у меня были надежды на Премьер-лигу. Надеялся на то, что собрание всех президентов клубов каким-то образом улучшит ситуацию с легализацией пиротехники и отношение правоохранительных органов и ультрас в Украине. Но пришел Данилов, и стало ясно – ничего меняться не будет, а когда его раз переизбрали, второй, потом появился Рабинович – ну просто цирк, стало похоже на вторую Верховную Раду. Интересно, если бы Курт продержался во главе Премьер-лиги хотя бы год, что бы он мог сделать в этом «болоте». Все-таки человек с западной психологией…

После того как «Металлист» выбыл из Кубка УЕФА, за кого будете болеть?

За ПСЖ. (Смеется,) Давно нравится этот клуб и, в принципе, не люблю Динамо. Шахтер – Марсель? Больше, наверное, за Шахтер… Если будет украинский полуфинал, буду болеть за Шахтер и за то, чтобы они вышли в финал, а Динамо в 30-м туре отомстило дончанам, и мы взяли «серебро». (Улыбается.) А вообще у меня одна команда в сердце. Ну и сборная, конечно.

Ультрас вне политики?

Вне украинской политики – это точно. Хотя в Украине 90 процентов настоящих фанатов правоориентированы. И уж точно практически все являются настоящими украинскими патриотами, что и демонстрируется во всех без исключения играх. Исполнение гимна нашей Родины, переклички «Слава Україні – Героям слава!» – неотъемлемые атрибуты практически каждой игры нашего чемпионата. Политике же, по моему мнению, не место на стадионе.

А какие отношения с российскими болельщиками?

Нормальные, причем со всеми. Общаемся с фанами Спартака, ЦСКА, Зенита. Это нельзя назвать сильной фанатской дружбой, футбола в наших отношениях мало, просто общаемся, ездим на концерты...

А какой выезд у тебя получился самый запоминающийся? И сколько их у тебя?

«Тройник» без заезда домой: Овидиополь (матч Кубка Украины) – Стамбул – Львов. Последний выезд в Мариуполь был для меня 101-м.



Видео от Free Land Ultras

bigmir)net TOP 100