Олег Блохин: «Мы ставим высокие задачи, но надо реально смотреть на вещи»

05.09.2011
Олег Блохин: «Мы ставим высокие задачи, но надо реально смотреть на вещи»
Олег Блохин

Главный тренер сборной Украины Олег Блохин дал интервью, в котором поделился мнением о последних играх сборной, раскрыл проблему современного футбола, вспомнил свой «золотой мяч» и Чемпионат Мира 2006 года, а также поблагодарил харьковских болельщиков.

 

- Что все-таки означает для вас - занимать пост главного тренера национальной команды?

- Для ответа на этот вопрос нужно прежде всего оценить: какую сборную ты тренируешь? Гвинеи-Бисау или Аргентины и Бразилии? Вообще-то считается, что тренировать сборную России или Украины - это топовый уровень. Каждый специалист относится по-своему к предложению возглавить национальную команду. На мой взгляд - это самый пик тренерской пирамиды. Однако некоторые считают себя чисто клубными наставниками и не хотят работать со сборной. В моем понимании, в работе тренера национальной команды и клуба много различий, но в то же время это такое же электрическое кресло, как и у всех остальных футбольных наставников.

- Но в отличие от клуба сборная является общенациональным достоянием…

- Это престижно. Ты на виду, когда ты занимаешь это кресло, особенно когда удается что-то сделать.

- То, что снова вам довелось стать главным тренером сборной, можно назвать везением?

- Почему? Я так не считаю. Два года я не работал, но Исполком утвердил мою кандидатуру, несмотря на то что на пост главного тренера были и другие претенденты.

- Стало ли данное предложение для вас неожиданным?

- Нет. Когда в прессе стала обсуждаться моя кандидатура, я понял - нужно принимать решение: иду я или нет?

- Сборная Украины сейчас находится на стадии смены поколений. Очевидно, что на чемпионате Европы мы уже не увидим в составе таких футболистов, как Андрей Гусин и Сергей Ребров. Не возникает ли в связи с этим проблем на столь ответственном турнире? Видите уже сейчас яркое будущее у кого-нибудь из нового поколения?

- Проблема возникла еще сразу же после чемпионата мира 2006 года. Я говорил, что нужно обновлять сборную. Для упомянутых вами игроков это был звездный час. Наверное, для таких футболистов, как Шевченко, Воронин, Тимощук и Шовковский грядущий чемпионат Европы тоже может стать таковым. Дай Бог, конечно, чтобы все эти футболисты доиграли еще и до чемпионата мира! Сложность в том, что молодежь нестабильна. Может выдать хорошую игру, но и провалить. Так что проблема смены поколений в национальной команде существует. С одной молодежью - очень тяжело. Если есть костяк из опытных игроков, то проблем меньше. Уровень национальной команды все-таки выше.

- У вас практически не было времени на раскачку. Какие шаги удалось предпринять за тот короткий период, который вы являетесь главным тренером?

- Первые две игры провели практически сходу. К тому же мы попали не в самый лучший период, когда игроки сидели на чемоданах перед отпуском. По себе знаю, когда ты думаешь, где ты будешь отдыхать, на Канарах, в Тайланде или на Мальдивах, играть такие встречи очень тяжело. Как бывший игрок морально понимаю своих футболистов. Узбекистан - добротная команда, в матче с которой мы проверили игроков. В игре против Франции вроде бы складывалось всё ничего, но в последние пять минут непонятно, что произошло (до 86-й минуты держался ничейный результат, а затем Украина пропустила три мяча – прим. автора).
Однако может это и к лучшему - в товарищеских матчах удалось определить психологическую устойчивость игроков. Перед игрой со шведами мы некоторых футболистов уже отсеяли. На матч с Уругваем список вызванных игроков вновь претерпел изменения. И хотя не стал бы говорить, что те или иные футболисты не входят в сферу интересов сборной, мы уже потихоньку начинаем определять тех исполнителей, которые будут играть на чемпионате Европы.

- Каковы первые впечатления об игре сборной?
- Наша игра в обороне критике не поддается. Скажем в матче со Швецией, соперник создавал у наших ворот опаснейшие моменты - и это без Ибрагимовича. Такая игра меня абсолютно не устраивает! Правда, уже есть и положительные моменты: в этом же матче мы сделали 954 ТТД (технико-тактических действий). Когда я пришел в сборную, лишь по 600-700. Разница существенная!
Во втором тайме был отрезок, когда на протяжении минут двадцати мы шведам вообще не давали выйти со своей половины поля. А моменты, которые возникали у наших ворот, становились следствием наших же ошибок. Говоришь человеку выбить в аут, а он отдает мяч сопернику. Это нарушение игровой дисциплины. Или футболистов так в клубах учат. Теперь больше внимания будем уделять тактике. Ведь в своих клубах футболисты привыкли к какой-то своей. Эту ситуацию надо как-то сбалансировать, чтобы сборная Украины играла в определенный футбол. Время на это есть.}

- Если футболист не понравился вам, со временем вы можете изменить свою точку зрения о его способностях?

- Необходимо понимать, что мы не сборная Аргентины и Бразилии, где за спиной каждого игрока стоят по двадцать человек, претендующих на его позицию. У нас круг кандидатов ограничен, и поменять мнение, конечно, можно.

- Какого амплуа футболисты не соответствуют требованиям тренерского штаба?

- Больше всего волнует защитная линия.

- Помнится, вы об этом говорили еще до чемпионата мира-2006...

- С тех пор ничего не изменилось. В Советском Союзе была очень хорошая школа вратарей и защитников. Я уже не говорю про нападающих, но и в обороне всегда были классные исполнители. Среди вратарей можно отметить Кавазашвили, Рудакова, Яшина, Маслаченко. Среди защитников застал еще Шестернёва, Хурцилаву, Истомина и Капличного. Против многих играл, как нападающий и понимаю, что человек должен уметь отбирать мяч. У нас же в детских школах, насколько я понимаю, не готовят в этом направлении защитников. Это колоссальная проблема, которая по сей день не решается. Сейчас мы ломаем голову, перебираем списки игроков. Во всех ведущих командах играют в обороне иностранцы. В «Динамо», «Шахтере», «Металлисте». В «Днепре» - в меньшей степени. Отсюда возникает проблема сборной! Бывший мой помощник Олег Кузнецов работает с юношеской сборной U 18, и тоже говорит, что есть проблема с защитниками.

- Есть распространенное мнение, что хорошая команда создается с обороны. Вы разделяете данную точку зрения?

- Я считаю, что да. В обороне должна работать вся команда, но есть определенные функции, которые должны выполнять защитники. Это футбол и никуда от этого не денешься.

- Два товарищеских матча подряд сборная Украины провела в Харькове. Вам комфортно играть на этой арене?

- Конечно! Извините, но мы выходим в Донецке играть не с кем-нибудь, а со сборной Франции, а на трибунах 10 тысяч! Как это объяснить? Когда смотришь на болельщиков, разбросанных по 50-тысячному стадиону, то как-то жутко становится: такая громадина, а народа не видишь. Ни поддержки, ничего. А вот в игре со шведами я, например, сорвал голос - до ребят было невозможно докричаться. Такую поддержку сборной я видел только в двух городах Украины - во Львове и в Харькове. Это действительно хорошо, и ребята это понимают. Я перед игрой им так и сказал: придет народ, надо оправдывать его
доверие. Мы же для болельщиков играем. Для себя мы можем в комнате закрыться, поиграть в настольный футбол и забыть об этом. Поэтому я действительно благодарен зрителям.

- Учитывается ли ваше мнение при определении стадионов, на которых сборная Украины будет проводить свои домашние матчи чемпионата Европы?

- Решение было принято еще до моего назначения на должность главного тренера сборной. По этому же поводу, приведу такой пример. В эти дни у нас идут два матча подряд: против Уругвая и против Чехии на выезде. По моему мнению, первый поединок лучше было бы проводить в Киеве, чтобы сыграть, отдохнуть на базе и потом отправиться в Чехию. Да, до Харькова всего 40 минут лететь, но это только кажется, что такие перелеты ни на что не влияют. Однако УЕФА приняло решение, что для лучшей подготовки харьковского стадиона к Евро-2012 мы должны принять Уругвай на стадионе «Металлист». И всё. Я поднял руки и сказал: «Ребята, нет вопросов».

- Много ли еще нереализованных идей, которые нужно внедрить на практике?


- Все сейчас кричат, что «Барселона» играет в фантастический футбол, но чтобы его создать, нужно иметь подбор соответствующих исполнителей. Когда у тренера их нет, то какую бы тактику он не придумал, ничего не получится. Да, мне не нравится, когда играют в незрелищный футбол, но ведь часто при этом добиваются результата. Могу привести пример: «Рубин» играл в Киеве с пятью защитниками, четырьмя полузащитниками с тремя опорными. Команда Бердыева действовала от обороны, но выиграла! Иногда в ущерб красоте надо добиваться результата. Я вижу по-своему футбол, но бывают ситуации, когда нет исполнителей. Ты доходишь до какого-то уровня, но возникает надобность в игроках, чтобы команда двигалась дальше.

- Имеет ли для вас значение, в какой футбол играет ваша команда? Как охарактеризуете футбольный менталитет сборной Украины?

- Все упрекают нас в том, что не играем в зрелищный футбол. Но и в отборочном турнире чемпионата мира-2006 мы не показывали красивой игры - нужен был результат. Отталкиваться надо было от печки, что я и делал. Самый лучший матч мы провели против Турции в Киеве, мы нанесли 27 ударов по воротам соперника, всю встречу провели на половине поля турков, но проиграли 0:1. Тем не менее, мы получили удовольствие от игры. Я всегда стремлюсь показывать хороший футбол и добиваться результата, но не всегда так получается. Есть прагматика, а когда выступаешь на чемпионате мира - стратегия и тактика. Тебе надо дать результат. Как ты его сделаешь - другой вопрос. Еще Валерий Васильевич Лобановский говорил, что самое красивое в игре - счет на табло. Никуда от этого не денешься!

- Вам уже посчастливилось стать участником чемпионатов мира в качестве футболиста и тренера. Что чувствует человек, когда оказывается на таком соревновании? Есть ли разница, тренером туда попадаешь или игроком?

- Разница точно есть. Я был на двух чемпионатах мира, как футболист. Могу сказать, что у тебя присутствует ответственность, есть вероятность, что тебя отругают в прессе, если не выполнишь что-то. У тренера же колоссальная нагрузка. Я помню, как после чемпионата мира я был полностью опустошен. Ни эмоций, ни желаний. Буквально неделю отсыпался, ни футбол не смотрел, ничего не читал. Когда был заряжен, то этого не ощущал, но напряжение спало, и я понял, что у меня никаких эмоций не осталось.

- Отчего именно так?

- Колоссальная физическая и психологическая нагрузка! Как футболист ты отвечаешь за свою игру. Как тренер - за коллектив и всю страну. Может, это и пафосно звучит, но сборная - это пирамида национального футбола. Иногда за игру теряешь по четыре килограмма.

- В свою ли силу сыграла ваша сборная в Германии?


- Прыгнула выше головы. Уже успех был в том, что мы впервые за всю существование страны попали в финальную часть. До этого высшими достижениями были матчи плей-офф, когда мы не попадали на соревнование только в последний момент. Когда же успех появился, пошли разговоры: давай еще! Конечно, при удаче могли бы и итальянцев пройти - это футбол, но я считаю, что мы достигли предела. После матча со Швейцарией у меня уже не было ресурса. Один больной, другой - травмирован… Потенциал свой мы исчерпали. Хотя всё могло быть…

- Ваш уход с тренерской скамейки во время серии пенальти тоже можно связать с опустошением?

- Да! Это уже было всё, и смотреть я уже не мог. В концовке подошел со словами: кто хочет бить пенальти. Сначала начал назначать, но пошли разговоры на тему «я не буду». На что я сказал: кто хочет, тот пусть и бьет. И ушел. Пятеро человек подняли руку со словами «я». Когда на пресс-конференции сказал: знал, что Шевченко забьет, весь зал засмеялся (Шевченко начал бить первым и не забил – прим. автора). Я чувствовал, что в команде, когда мы прошли Швейцарию царит эйфория, блаженство…

- Есть такое мнение, что талантливый игрок очень сложен в работе. У вас никогда не возникало на тренерском пути проблем в работе с личностями?

- Все ждали, что мы поругаемся с Шевченко. Ничего подобного не произошло! В отборочном цикле Андрей сыграл здорово, принес пользу и получил Золотой мяч. Я и сказал ему: Андрей, сыграй хорошо за сборную и за клуб, станешь его обладателем.

- А вы как считаете, Шевченко - это личность?

- Конечно. И как человек, и как футболист. По себе могу сказать, когда я выиграл в 23 года Золотой мяч, немножко крыша поехала. Когда тебе со всех сторон кричат: ты лучший, то заставлять себя находить новую цель очень тяжело. Поэтому данный спортсмен особенно ценен для меня как футболист. Шева, сколько бы он там не поиграл, оставался таким же голодным до футбола как в молодости и потому двигался вперед. Тренироваться значит тренироваться - здесь звездочки нет. Пахать на футбольном поле - значит, пахать. Он это прекрасно понимает, а многие - нет.

- А какие сложности у вас возникали на пути после Золотого мяча?

- Найти мотивацию. Здесь был - выиграл. Это сделал. Было тяжело. Всё время приходилось ставить себе какие-то цели, чего-то добиваться. Забил четырнадцать голов в чемпионате, значит, надо забить шестнадцать. Поставил задачу побить рекорд Федотова, затем - Пономарева.

- Каково осознавать, что вы являетесь единственным отечественным футболистом, выигравшим в разные годы два еврокубка?


- Первое, что я пытаюсь привить в сборной: ребята, деньги вы можете заработать хоть миллионы и миллиарды, но их можно также быстро и потерять. Оставьте свое имя в футболе. Я заработал Золотой мяч и звание лучшего бомбардира Советского футбола, которого уже нет, но в истории оно осталось. Вычеркнуть это уже невозможно!

- Сейчас уходит уже последнее футбольное поколение, которое начинало в Советском Союзе. Чувствуется ли разница между советской школой и постсоветской?

- Давайте вернемся немного в историю российского и украинского футболов, которые неотделимы от советского. Мы принижаем и пытаемся забыть тот футбол, в котором киевское и тбилисское «Динамо» выиграли Кубок Кубков. Мол, это было там, а у нас - своё. Пытаются закрыть клуб Федотова. Кончено, это можно сделать, но без истории не бывает будущего! Чем больше мы будем вспоминать Садырина, Черенкова, тем лучше воспитаем молодежь. Мы не можем их растить только на Зиданах - он не наш, не российский и не украинский! Если мы это забросим, то у молодежи будет слабая перспектива. Тем более я понимаю, что жизнь изменилась: у нас не было столько клубов, развлечений, компьютеров и всего остального. Спрашивается, почему те же Месси, Хави и Роналду растут из года в год? Речь идёт о чисто профессиональном отношении к футболу. Я могу назвать Толю Тимощука, который прошел такой путь: от «Волыни» в «Шахтер», и сейчас играет в «Баварии». Стал при этом чемпионом России в составе «Зенита», обладателем Кубка УЕФА и Суперкубка Европы. Это чистый профессионал, который из года в год показывает свой уровень. На этом надо воспитывать молодежь! Если она будет идти по принципу: погулять и поиграть, то ничего не выйдет. Я не брежу как старый человек, а просто реально смотрю на такие вещи: футбольный век очень короток. Детский менталитет надо менять. Я когда работал в России, футболист еще по мячу не успел ударить, а просил сумасшедшие деньги. Потому что у тебя лимит и некуда деваться. Мы искусственно создаем проблему заработных плат наших футболистов, что нельзя назвать нормальным явлением.

- Выходит, вы приветствуете идею президента УЕФА Мишеля Платини о потолке заработных плат?

- Да, двумя руками - «за»! Я не могу понять, как футболист стоит сто миллионов! Сколько мы должны были стоить? Я вполне нормально отношусь к деньгам, но это не главное в моей жизни. Да, они дают свободу, обеспечивают нормальную жизнь твоей семье, но понять, почему футболист стоит сто миллионов, сложно. Это уже раздутое что-то, и я согласен с Платини, что чем дальше так будет идти, богатейшие клубы будут продвигаться, а футбол останется на месте - маленькие клубы отпадут. Почему в НБА делают сначала 1-й драфт, когда низшие команды выбирают лучших, а потом - первые? В НХЛ - то же самое. Чтобы не было дисбаланса.

- Общеизвестно, что в СССР футболисты были не такими богатыми. Тем не менее, вы в своём активе кроме европейских трофеев имеете еще и несколько чемпионских званий. Откуда было столько энтузиазма?

- Любовь к футболу! Сколько себя помню, когда уже занимался в киевском «Динамо», то приходил и еще играл во дворе. Футбол для меня было все! В дубле я получал шестьдесят рублей, а в основном составе - сто двадцать. Надо любить футбол, стремиться оставить свой след!

- Перед своей командой ставите задачу - выиграть Евро-2012?

- Мы ставим высокие задачи, но надо реально смотреть на вещи. Первый шаг - выйти из группы. А дальше уже step by step…
 

bigmir)net TOP 100